Оружие (все его виды), как известно - это
такие игрушки для достигших (а иногда и не
достигших) половой и интеллектуальной
зрелости мужчин ;-))) Впрочем, это вовсе не
факт, но это, однако, не мешает многим и
многим мущщинам периодически этим самым
оружием баловаться :)) Начиная с рогаток
или их эмуляций в виде натянутой на два
пальца резинки (гммм... какое
словосочетание...) и заканчивая красными
ядреными кнопками... ;))) А мы тут нашли
некое ревю (или эссе?) на тему оружия. Да не
простого, а охотничьего :)))
Охотничье оружие от древности до наших дней
(ружейно-историческое ревю)
В запасниках некоторых музеев мира хранится одно из самых древних огнестрельных приспособлений для охоты. А именно – «бонба порохова, гремуча». Устройство «бонбы» было элементарно простым – набитый порохом бочонок и небольшой запальный шнур. По правилам того времени охотник устанавливал бочонок на лесной полянке и подпаливал шнур. Затем он бегал вокруг «бонбы» и пронзительными воплями приманивал дичь. Была ли та охота добычливой, история умалчивает. Зато доподлинно известно, что самих охотников полегло видимо-невидимо… Другой охотничий инструмент поражает воображение своими размерами. Это «мортира огнестрельна, ручна». По виду она напоминала ведро, прикрепленное к деревянному прикладу. Мортиру набивали порохом, заряжали чугунным ядром и, прицелившись, стреляли в дичь. Исторические летописи сообщают, что после выстрела от иного охотника находили только дымящиеся ботфорты.
Но мысль оружейников не стояла на месте. Вскоре было изобретено новое ружье – «пищаль шестипудовая, чижолая». Вес этого орудия достигал ста килограммов. Для его переноски использовались сразу три оруженосца. А стрельба по дикому зверю велась следующим образом. Пищаль устанавливалась на специальную треногу. В ствол закладывался усиленный заряд. Охотник направлял пищаль в сторону предполагаемой добычи. Зажмуривал глаза. Открывал рот. Нажимал собачку. Раздавался выстрел.
Минут через двадцать, когда дым немного рассеивался, оруженосцы шли собирать дичь. И давали понюхать охотнику нашатырь, чтобы тот не заливался идиотским смехом.
И вот наступила эпоха многоствольного оружия. Особенно примечательна модель типа «уткодробилка сорокаствольна, дурна». Поскольку сдвинуть с места такую махину не было никакой возможности, были изменены правила охоты. Специально назначенные барином крестьяне бродили по окрестностям, отлавливая на болотах водоплавающую птицу. Рассадив ее в клетки, крестьяне разбегались кто куда. Правда, после выстрела птицы словно и не было вовсе. Зато от крестьян, как правило, кое-что оставалось.
Пресытившись гигантоманией, мастера ружейного дела обратили внимание на оружие портативное. Большой популярностью пользовалась «пистолетка карманна, трескуча». Вообще-то эта штука была не для охоты. Но лучше уж эта «пистолетка», чем упомянутая выше пищаль. Между прочим, сам царь Петр I любил поохотиться с «пистолеткой карманной» - на боярских блох. А если, случалось, промахивался, то на самих бояр.
Прогресс не стоял на месте. Появились более или менее современные гладкоствольные ружья. Например, «шонполка дедовска, крива». Кривой ее называли за точность боя. При стрельбе с десяти метров картечью «шонполка» разносила в щепки забор, не зацепив при этом мишени. Поэтому ружье это стали применять исключительно для обороны от ночных воров. А заряжать – солью.
Охотничье ружье наших дней вещь красивая, ладная. Но все же и оно время от времени стреляет не туда, куда надо. Поэтому конструкторами было разработано оружие повышенной безопасности – «ружье газовое, слезоточивое». С ним охотятся и на мелкую дичь, и на крупного зверя. Достаточно лишь точно выстрелить. Газовый заряд попадает животному в нос, и оно зачихивается, буквально, в доску. Если же, упаси бог, заряд угодит в человека, то надо лишь дать ему водки. Пьяному эта слезоточивая штука, что слону дробина…
(с) Николай Надеждин
|